38. Концепция TQM («Всеобщее
управление качеством»).
Всеобщее управление качеством (Total Quality
Management) - концепция, предусматривающая реализацию скоординированного,
комплексного и целенаправленного внедрения и применения систем и методов
управления качеством во всех сферах деятельности от стадии проектирования до
этапа послепродажного обслуживания при рациональном использовании технического
потенциала и активном участии работников, служащих и руководителей всех
подразделений и звеньев организации.
"Всеобщее
управление качеством - это философия организации, которая основана на
стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему
качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или
добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность
организации".
Всеобщее управление качеством представляет собой
технологию руководства (управления) процессом повышения качества. Она состоит
из системы применяемых методов и средств, системы технических средств и системы
развития самих принципов, содержания данной технологии.
Цель всеобщего управления качеством - достижение более
высокого уровня качества продукции и услуг.
Эффективность всеобщего управления качеством
определяется тремя основополагающими условиями:
- руководитель организации, предприятия энергично
проводит курс на повышение качества;
- внедряется специальная программа, согласно которой
инвестируется не оборудование, а работники;
- реорганизуется или создается новая организационная
структура, отвечающая требованиям всеобщего управления качеством.
Основные составляющие TQM:
– Всеобщее
управление качеством;
– Обеспечение качества;
– Политика качества;
– Планирование качества;
– Улучшение качества.
Основные принципы TQM:
1. Ориентация организации на заказчика.
2. Ведущая роль руководства.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к управлению.
6. Постоянное улучшение.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.
8. Отношения с поставщиками.
9. Минимизация потерь, связанных с некачественной
работой.
Существует пять смертельных болезней, которые должны
быть ликвидированы в организации для успешной реализации TQM:
-
Управление только главной линией развития.
-
Оценка деятельности на основе системы количественных показателей.
-
Акцент на получении краткосрочных выгод.
- Отсутствие стратегии.
- Текучка кадров.