30. Характеристика
этапов процесса стратегического планирования.
Основная задача при стратегическом
планировании - адаптация
организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по
адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее
возможностей и опасностей, которые в ней таятся.
1.
Формирование стратегии
Стратегия - это намеченный путь движения от текущего состояния к
желаемому будущему.
Желаемое состояние определяется миссией и видением
компании, а путь движения - системой целей и планом действий. Опираясь на
разработанный план, можно начинать целенаправленное движение - реализовывать
стратегию.
Рис.2. Этапы процесса
стратегического планирования
1.1.
Миссия - это
краткий текст, определяющий «предназначение» компании,
это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования.
Миссия не должна включать в качестве цели
прибыль, так как прибыль - внутренняя цель.
Содержание миссии обычно включает в себя
следующие элементы:
•
описание
продуктов (услуг), предлагаемых организацией;
•
определение
основных потребителей, клиентов, пользователей;
•
цели
организации - выживание, рост, доходность и др.;
•
технология:
характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области
технологии;
•
философия:
выражаются базовые взгляды и ценности организации;
•
внутренняя
концепция, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники
ее силы, факторы выживания;
•
внешний
образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность
компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
Ошибки, просчеты в работе над миссией:
1)
чисто
количественный подход (видение есть новое качественное состояние фирмы, этап в
ее истории);
2)
прямое
заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний:
«Стать лидером на рынке»;
3)
нереальные,
идеализированные образы своего будущего: «Стать универмагом, в котором есть
все!».
Видение - это текст, описывающий будущее компании на
перспективу 5-10 лет. Он должен отражать все наиболее существенные
характеристики деят-и компании: «портрет» клиента, характеристики продуктов, ключевые
ценности и т.д.
1.2.
Стратегические цели - это количественные или качественные ориентиры развития компании.
Они разрабатывается на основе имеющихся миссии,
видения, результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции
в ней, имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей.
Цели должны удовлетворять принципу «SMART», т.е. они
должны быть:
· ясными (Specific),
· измеримыми (Measurable),
· ориентированными на конкретные действия (Attainable),
· достижимыми (Realistic),
· соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based).
Формулировка целей зависит также от этапа жизненного
цикла компании. Цель новой компании - выживание, на начальном этапе она
стремится к завоеванию рынка, стабильные компании борются за увеличение
прибыли, «умирающие» - отыскивают средства для последующего закрытия бизнеса
или продажи.
1.3.
Анализ и оценка внешней среды проводятся с помощью
PEST-анализа.
1.4.
Управленческое обследование проводится с помощью SWOT-анализа, т.е. оцениваются
сильные и слабые внутренние стороны предприятия, а также определяются внешние
возможности и угрозы.
1.5.
Стратегические альтернативы - это набор вариантов стратегического
развития организации, позволяющих достичь стратегических целей организации во
всем их многообразии.
Каждая стратегическая альтернатива предоставляет
организации разные возможности и характеризуется разными затратами и
результатами, что в конечном итоге и предопределяет необходимость
стратегического выбора.
Стратегические
альтернативы можно условно подразделить на три типа:
- Альтернативы постепенного
совершенствования - это
варианты продолжения, корректировки действующих, ранее принятых стратегий
организации.
- Альтернативы обновления отталкиваются от текущей стратегии
организации, в то же время существенно меняют направление деятельности,
предусматривая крупные изменения в масштабах, облике и целях стратегии,
критическое отношение к доминирующим представлениям о рынке и существующим
способам ведения бизнеса.
- Инновационные альтернативы всегда ведут к радикальным изменениям в
стратегии организации, используют совершенно новые продукты прорывного
характера или новые способы ведения конкурентной борьбы, требуют нового подхода
к мышлению и анализу.
В процессе разработки стратегических
альтернатив осуществляются следующие действия:
1)
Разрабатывается
как можно большее число возможных стратегических альтернатив
2)
Стратегические
варианты дорабатываются
3)
Производится
оценка предлагаемых к рассмотрению стратегических альтернатив с точки зрения достижения
миссии, стратегических целей, существующих ограниченных возможностей их реализации;
4)
Осуществляется
стратегический выбор варианта, наиболее полно соответствующего стратегической
ситуации.
В наиболее общем виде корпоративная стратегия
предполагает:
1.
Покупку новых
компаний.
2.
Изменение
структуры корпорации.
3.
Укрепление и
расширение имеющихся в составе корпорации компаний.
4.
Ликвидацию
нежелательных компаний.
5.
Размещение и
контроль финансовых ресурсов.
6.
Использование
эффекта единства совместных усилий, имеющихся в составе портфеля предприятий.