Характеристика этапов процесса стратегического планирования. 1

30. Характеристика этапов процесса стратегического планирования.

 

Основная задача при стратегическом планировании - адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся.

 

1.      Формирование стратегии

Стратегия - это намеченный путь движения от текущего состояния к желаемому будущему.

 

Желаемое состояние определяется миссией и видением компании, а путь движения - системой целей и планом действий. Опираясь на разработанный план, можно начинать целенаправленное движение - реализовывать стратегию.

 

Рис.2. Этапы процесса стратегического планирования

 

1.1.            Миссия - это краткий текст, определяющий «предназначение» компании, это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования.

 

Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль - внутренняя цель.

 

Содержание миссии обычно включает в себя следующие элементы:

         описание продуктов (услуг), предлагаемых организацией;

         определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

         цели организации - выживание, рост, доходность и др.;

         технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

         философия: выражаются базовые взгляды и ценности организации;

         внутренняя концепция, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;

         внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

 

Ошибки, просчеты в работе над миссией:

1)      чисто количественный подход (видение есть новое качественное состояние фирмы, этап в ее истории);

2)      прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний: «Стать лидером на рынке»;

3)      нереальные, идеализированные образы своего будущего: «Стать универмагом, в котором есть все!».

 

Видение - это текст, описывающий будущее компании на перспективу 5-10 лет. Он должен отражать все наиболее существенные характеристики деят-и компании: «портрет» клиента, характеристики продуктов, ключевые ценности и т.д.

 

1.2.            Стратегические цели - это количественные или качественные ориентиры развития компании.

Они разрабатывается на основе имеющихся миссии, видения, результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции в ней, имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей.

 

Цели должны удовлетворять принципу «SMART», т.е. они должны быть:

·    ясными (Specific),

·    измеримыми (Measurable),

·    ориентированными на конкретные действия (Attainable),

·    достижимыми (Realistic),

·    соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based).

 

Формулировка целей зависит также от этапа жизненного цикла компании. Цель новой компании - выживание, на начальном этапе она стремится к завоеванию рынка, стабильные компании борются за увеличение прибыли, «умирающие» - отыскивают средства для последующего закрытия бизнеса или продажи.

 

1.3.            Анализ и оценка внешней среды проводятся с помощью PEST-анализа.

 

1.4.            Управленческое обследование проводится с помощью SWOT-анализа, т.е. оцениваются сильные и слабые внутренние стороны предприятия, а также определяются внешние возможности и угрозы.

 

1.5.            Стратегические альтернативы - это набор вариантов стратегического развития организации, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии.

 

Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами, что в конечном итоге и предопределяет необходимость стратегического выбора.

 

Стратегические альтернативы можно условно подразделить на три типа:

- Альтернативы постепенного совершенствования - это варианты продолжения, корректировки действующих, ранее принятых стратегий организации.

 

- Альтернативы обновления отталкиваются от текущей стратегии организации, в то же время существенно меняют направление деятельности, предусматривая крупные изменения в масштабах, облике и целях стратегии, критическое отношение к доминирующим представлениям о рынке и существующим способам ведения бизнеса.

 

- Инновационные альтернативы всегда ведут к радикальным изменениям в стратегии организации, используют совершенно новые продукты прорывного характера или новые способы ведения конкурентной борьбы, требуют нового подхода к мышлению и анализу.

 

В процессе разработки стратегических альтернатив осуществляются следующие действия:

1)   Разрабатывается как можно большее число возможных стратегических альтернатив

2)   Стратегические варианты дорабатываются

3)   Производится оценка предлагаемых к рассмотрению стратегических альтернатив с точки зрения достижения миссии, стратегических целей, существующих ограниченных возможностей их реализации;

4)   Осуществляется стратегический выбор варианта, наиболее полно соответствующего стратегической ситуации.

 

В наиболее общем виде корпоративная стратегия предполагает:

1.      Покупку новых компаний.

2.      Изменение структуры корпорации.

3.      Укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации компаний.

4.      Ликвидацию нежелательных компаний.

5.      Размещение и контроль финансовых ресурсов.

6.      Использование эффекта единства совместных усилий, имеющихся в составе портфеля предприятий.

 

Сайт создан в системе uCoz
Яндекс.Метрика