3. Философия «Кайзен»: определение, цели, элементы.
«Кайдзен» в
бизнесе — постоянное
улучшение, начиная производством и заканчивая высшим руководством, от директора
до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь (см.
Бережливое производство).
Цели:
Элементы:
Кайзен —
японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном
совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных
бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Целью кайзен является
усовершенствование деятельности компании или ее отдельных подразделений с
помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне и
создания дружественной по отношению к человеку системы производства.
Однако «кайзен» не означает
лишь «делать лучше»; система подразумевает достижение следующих целей:
·
устранение потерь
(времени, денег, материалов, усилий),
·
повышение
качества (товаров, услуг, взаимоотношений, личного поведения, развития сотрудников),
·
снижение издержек
на разработку, производство, содержание запасов, распространение,
·
повышение степени
удовлетворенности потребителей.
Философия кайзен включает три основные элемента:
Таргет-костинг и кайзен-костинг решают практически одну и
ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными
методами.
Обе концепции предназначены для снижения уровня
отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до
некоторого приемлемого уровня:
1)
таргет-костинг решает задачу на стадии планирования и разработки
продукции,
2)
кайзен-костинг – на стадии производства.
В отраслях промышленности, продукция которых
характеризуется длительным жизненным циклом, основное внимание фокусируется
именно на кайзен-костинг.
В инновационных отраслях с коротким жизненным циклом
производимых продуктов на первое место выдвигается таргет-костинг.