Инструменты сбора данных
28.8. Выборочный метод
Это
способ оценки характеристик генеральной совокупности (математического ожидания,
дисперсии и др.) по результатам измерений ограниченного количества объектов
(выборки из генеральной совокупности).
Чтобы
выборочные оценки в минимальной степени отличались от хар-к генеральной
совокупности, разработан комплекс методов отбора выборок, оценки сходимости
указанных показателей.
Выборки
делят на повторные и бесповторные, преднамеренные и случайные, мгновенные и
общие, малые и большие.
Выборочный
метод позволяет получить достаточно точную информацию о процессе при
минимальных затратах.
Выборочный
метод экономит деньги и время - и вдобавок предоставляет вам отличные данные
для измерений или для анализа проблемы.
28.9. Операциональные определения
Измерения
не будут иметь смысла, если люди не договорятся подсчитывать и/или
классифицировать вещи одним и тем же способом.
Операциональное
определение - это ясное, детальное и
понятное описание того, как интерпретировать данные или события о процессе,
которое дает возможность
получать
непротиворечивую информацию и не сравнивать «яблоки с апельсинами».
Например,
в операциональном определении показателя «время ожидания в очереди» будет точно
сказано, когда надо запустить и остановить секундомер, тем самым гарантируя,
что данные, которые вы получите, будут иметь смысл.
28.10. Методы определения голоса потребителя (Voice of the Customer, VOC)
Поскольку во множестве задач и процессов шести сигм
центральным объектом является потребитель, весьма важную роль играют методы, помогающие
организации собрать входную информацию от внешних потребителей, оценить и проранжировать
их требования и обеспечить постоянную обратную связь с организацией.
Инструменты определения голоса потребителя включают
множество простых и сложных методов исследования рынка, концепции анализа
требований, а также более новые технологии, например создание хранилищ данных (data warehouses) и «раскапывание» в данных (data mining).
28.11. Контрольные листки и электронные таблицы
Контрольные листки - это формы, служащие для сбора
и систематизации данных. Контрольные листки разрабатываются «черным поясом»
и/или командой и служат 2 целям:
1. Обеспечить сбор правильных данных – чтобы были
собраны все нужные факты: где произошло событие, сколько, кто был потребителем.
Мы называем эти факты факторами стратификации.
2. Сделать процесс сбора данных как можно более
простым для тех, кто его осуществляет.
Контрольные листки могут различаться – от простых
таблиц и опросников до диаграмм, на которых отмечается, где произошла ошибка
или сбой.
Электронные таблицы - средство группировки и организации
данных, полученных при помощи контрольных листков. Сбор данных существенно упрощается,
если таблица составлена правильно.
28.12. Анализ систем измерений
За этой фразой скрывается множество методов обеспечения
точности и достоверности измерений. Метод помогает определять проблемы с
измерениями и избавляться от них.
Например, один из таких методов анализа систем
измерений наз. «контроль П иВ» (повторяемости и воспроизводимости). Он помогает
оценить эффективность других измерительных приборов. Контроль людей, проводящих
измерения, - тоже часть процесса анализа систем измерений.