Инструменты генерации идей и структурирования информации
28.1. Мозговой
штурм
Многие методы, применяемые в системе «шесть сигм»,
используют в качестве стартовой точки мозговой штурм, или генерацию идей.
Главная цель мозгового штурма - выдать достаточно большой набор идей (вариантов
решения) для поставленной задачи, который потом, перед окончательным выбором,
сокращается.
Например, при помощи мозгового штурма команда может
рассмотреть, каких потребителей интервьюировать или какие вопросы им задавать.
Затем команда может снова использовать мозговой штурм для получения списка показателей
(метрик), после чего - выдать творческое решение для улучшения ситуации.
Мозговой штурм имеет одну негативную особенность -
каждый думает, что он в этом большой дока. Однако на деле, чтобы вести себя
творчески, нужны дисциплина и упорство.
28.2. Диаграмма
сродства
Диаграмма сродства - инструмент группировки идей
или вариантов по категориям. При помощи диаграммы группируют идеи, возникшие
при мозговом штурме, что помогает их синтезу и оценке.
ДС
используют для классификации идей (причин, показателей, последствий, проблем,
условий цикла и т. п.) на группы, объединенные общим характером, природой этих
идей. Такая классификация способствует повышению эффективности использования
этих идей, поиску новых идей.
Построение
ДС производят обычно в следующей последовательности:
1.
Составляют перечень идей, записывают их на самоклеящихся листках, прикрепляют
листки к большой доске или листу бумаги, доступному для обозрения всем членам
команды.
2.
Систематизируют идеи (листки), имеющие общую направленность, по группам. Эту
работу выполняют без дискуссий. Возможно предварительное формирование названий
групп.
3.
Если имеется сходство между некоторыми группами, их можно объединить в одну
большую группу. На этом этапе в процессе общей дискуссии согласовывается состав
групп, некоторые идеи переформулируются, объединяются или дифференцируются.
28.3. Голосование
с множеством голосов
При помощи такого голосования можно сузить число
идей или вариантов. Этот инструмент может
использоваться как самостоятельный или как часть «мозгового штурма». При выборе
того или иного метода решения задачи каждому участнику группы экспертов дается
одинаковое число голосов.
Каждый
голосующий должен распределить данные ему голоса между обсуждаемыми вариантами
так, как он желает. Вариант, набравший большинство голосов всех участников,
считается победившим.
В
зависимости от задачи экспертизы он может быть рекомендован к применению или
может быть подвергнут более глубокому анализу.
28.4. Дерево
структуры (древовидная диаграмма)
Древовидная диаграмма применяется для показа связей
(или иерархии) между идеями, полученными при мозговом штурме. При помощи этого
инструмента можно показать связь между основными потребностями клиентов, такими
как высокая ценность товара, с более специфическими требованиями, например низкие
эксплуатационные затраты и пр.
28.5. Карта
процесса высокого уровня (диаграмма SIPOC)
SIPOC– Supplier (поставщик), Input
(вход), Process (процесс), Output (выход), Customer
(потр-ль).
Метод SIPOC применяется на стадии
«определения» цикла DMAIC. При помощи этой диаграммы очень удобно показать
основные бизнес-процессы и определить варианты действий.
Диаграмма SIPOC показывает, какие основные
виды действий или основные подпроцессы существуют в бизнес-процессе, - и
показывает это через взаимодействие поставщиков, входов, выходов и
потребителей.
Диаграмма SIPOC помогает определить
границы и наиболее важные элементы процесса, не сильно вдаваясь в детали и
поэтому не теряя общее видение ситуации.
28.6. Блок-схема
(карта процесса)
Блок-схема используется для показа процесса в деталях,
включая задачи, процедуры, обходные пути, моменты принятия решений и возвраты
для переделки.
Можно составить блок-схему процесса «как есть», где
показано, как процесс выполняется в настоящее время, или «как должно быть» - то
есть как процесс должен функционировать.
28.7. Диаграмма
причин и результатов (диаграмма «рыбий скелет» или схема Исикава)
Диаграмма «рыбий скелет» применяется в мозговом
штурме для определения возможных причин проблемы (или результата), при этом
возможные варианты решения разделяются по группам (семействам), а одни причины,
которые порождают другие, объединяются как на древовидной диаграмме.
Диаграмма
причин и результатов — диаграмма,
которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на
него факторами.
Ценность диаграммы причин и результатов в том, что
она помогает членам команды понять, где может возникнуть проблема, и помочь им
отыскать все возможные причины, разделяя их на несколько больших категорий.
Для каждой ситуации определяются свои категории
причин (называемые «главн. костями» рыбы).