13. Характеристика «тянущих» и «толкающих» систем.
Тянущая: Ориентация производства на изменение
спроса, заказов.
Толкающая: Ориентация на макс.загрузку произв-ых
мощностей. Реал-я концепции непрерывного пр-ва
1. Отказ от системы планирования материальных
ресурсов (MRP), когда создаются страховые
запасы на всех этапах производства независимо от спроса. Такие системы
производства называются «толкающими» (push systems) (см. рис. 4).
Рис.4. Схема традиционной
организации производства[1].
2. Переход к «тянущим системам» (pull systems),
когда размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или
готовой продукции происходит, если их число в определенных звеньях
производственной цепи достигает критического уровня (см. рис.5.). Заказ от
этого звена идет к предшествующему звену, а от него по цепочке вниз, вплоть до
поставщиков сырья или комплектующих.
Рис.5. Схема организации
производства по системе «Канбан».
Такая концепция в конце 1950-х годов получила название
«точно вовремя» (Just-in-time - JIT). Практической реализацией концепции JIT является система KANBAN («Канбан»).
Сравним толкающую и тянущую систему в таблице:
Характеристики |
Тянущая |
Толкающая |
1. Закупочная стратегия (снабжение) |
Ориентирована на небольшое число поставщиков, поставки частые, небольшими партиями, строго по графику |
Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, крупными партиями |
2. Производственная стратегия |
Ориентация производства на изменение спроса, заказов |
Ориентация на макс.загрузку произв-ых мощностей. Реал-я концепции непрерывного пр-ва |
3. Планирование производства |
Начинается со стадии сборки или распределения |
Планирование под производственные мощности |
4. Оперативное управление производством |
Децентрализовано. Производственные графики составляются только для стадии сборки. За выполнением графиков других стадий наблюдает руководство цехов |
Централизованное. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществляется специальными отделами (плановыми, диспетчерскими бюро) |
5. Стратегия управления запасами |
Запасы в виде незадействованных мощностей (станков) |
Запасы в виде излишков материальных ресурсов (сырье) |
5.1. Управление страховыми запасами |
Наличие страховых запасов говорит о сбое в произв-м процессе т.к. складские площади почти не предусмотрены |
Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне |
5.2. Управление операционными заделами (запасы на раб.местах) |
Операционный задел минимален за счет синхронизации производства |
Операционный задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, разл. пропускной способности оборудования, его плохой расстановки, неэффективного вып-я транспортно-складских работ |
5.3. Управление запасами готовой продукции |
Запасы практически отсутствуют из-за быстрой отправки готовой продукции заказчику. Излишних запасов не бывает, т.к. размер партии готовых изделий сориентирован на заказ |
Запасы могут быть больше из-за: — несвоевременности изготовления продукции — несвоевременности отправки готовой продукции — размер партии готовых изделий сориентирован на годовую программу без учета колебаний спроса |
6. Использование оборудования и его размещение |
Универсальное оборудование, которое размещено по кольцевому или линейному принципу |
Специализированное оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное оборудование, расположенное линейно |
7. Кадры |
Высококвалифицированные рабочие-многостаночники (универсалы) |
Узкоспециализированные рабочие, но есть и рабочие-многостаночники |
8. Контроль качества |
Поставка качественных материальных ресурсов, компонентов, изделий. Сплошной контроль качества осуществляет поставщик |
Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства, что удлиняет производственный процесс |
9. Распределительная стратегия |
Размер партии готовых изделий равен размеру заказа. Ориентация на конкретного потребителя. Изготовление с учетом специфических требований заказчика. Организация послепродажного обслуживания |
Размер партии готовой продукции соответствует плановому выпуску. Ориентация на «усредненного потребителя». Организация послепродажного обслуживания |