12. Характеристика системы «Lean Production», ее основные элементы.
Бережливое
производство (lean production) - это:
- системный подход к выявлению потерь и поиску путей
их устранения, для того чтобы уменьшить время между заказом клиента и отгрузкой
товара;
- бизнес-процессы, требующие меньше людских ресурсов,
капитальных вложений, места для производства, материалов и времени на всех
стадиях.
Данная методология направлена на борьбу с потерями во
всех их проявлениях: излишние складские запасы, межоперационные заделы, время
простоя, лишние перемещения, учитывая при этом удобство и безопасность
выполнения операций для персонала.
Бережливое производство (lean production) - прорывный подход
к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную
конкурентоспособность без существенных капиталовложений.
Зарождение концепции «Экономное производство»
связывают с Tайити Оно (Lean Production - производство, где нет излишеств и потерь).
Назначение метода
Применяется для оптимизации производства и повышения
конкурентоспособности.
Цель метода
Построение производства, способного быстро отвечать на
изменяющиеся требования потребителей и получать прибыль при любом изменении
рынка, в том числе при падении спроса. Создание совершенной производственной
системы, которая бы при поступлении заказа мгновенно поставляла требуемую
продукцию, и при этом не происходило накопления промежуточных запасов.
Элементы Бережливого производства:
- первый из которых направлен на понижение
себестоимости продукции и увеличение производительности труда,
- второй представляет собой философию
совершенствования под названием Кайдзен
Суть заключается в том, чтобы сотрудники постоянно
совершенствовались и применяли в своей работе абсолютно новые подходы и
технологии.
Бережливое производство - это подходы, методы,
направленные на уменьшение всех возможных издержек и увеличение
производительности. Эти инструменты ориентированы, в первую очередь, на
производственную часть компании. Меняя производственную систему на базе
принципов бережливого производства, мы сокращаем внутренние потери (запасы,
перемещения и т. д.) и при этом высвобождаются люди, помещения, энергия.
Усилия персонала концентрируются на тех видах
деятельности, которые не добавляют ценности продукту с точки зрения потребителя
и, следовательно, не увеличивают добавленную (приростную) стоимость для
компании.
Достоинства метода
Высокая организованность процессов позволяет полностью
избежать ненужных затрат и успешно конкурировать в условиях современного рынка.
Недостатки метода
Невовлеченность персонала и сложности при проведении
изменений в компании.
Ожидаемый результат
Поставка в кратчайшие сроки требуемой продукции в
случае поступления заказа без накопления промежуточных запасов.
7 видов потерь массового
производства, устранение которых является целью «Экономного производства»:
1.
Перепроизводство, то есть производство большего объема раньше или быстрее, чем это
требуется на следующем этапе процесса.
2.
Излишние запасы комплектующих — любое избыточное поступление однопредметного потока
в производственный процесс, будь то сырье, производи мая продукция или готовый
продукт.
3.
Дефектный продукт — продукция, требующая проверки, сортировки, утилизации, понижения
сортности, замены или ремонта.
4.
Дополнительная (излишняя) обработка — дополнительное усилие на обработку, требующиеся
из-за недостатка оборудования или несовершенства проекта, которое, не увеличивает
прибавочной стоимости изделия (или услуги).
5.
Потери при транспортировке — транспортировка материалов внутри предприятия.
6.
Ожидание —
перерывы в работе, связанные с ожиданием людских ресурсов (рабочей силы), материалов,
оборудования или информации.
7.
Люди — неполное
использование человеческих умственных и творческих способностей и опыта.
6. Картирование
процесса «как должно быть», во время которого существенно совершенствуется
рассматриваемый процесс с целью устранения всех видов потерь.
7. Расчет
метрик реорганизованного процесса и, при низкой эффективности внесенных
изменений, дополнительное совершенствование процесса.
8. Реализация
проекта.
9. Создание и
внедрение планов постоянного совершенствования (кайзэн). Эти планы могут
предусматривать введение системы всеобщего обслуживания оборудования ТРМ,
стандартизацию работы в рамках операции (ячейки), наведение порядка на всех
рабочих местах по системе «5S» и др.
План действий
- Определить ожидаемую ценность конкретной продукции,
имеющей характеристики и определенную цену путем диалога с заинтересованными
потребителями.
- Определить весь поток создания ожидаемой
потребителем ценности для каждого типа продукции: от концепции до дошедшего до
потребителя товара.
- Организовать движение потока создания ожидаемой потребителем
ценности.
- Постоянно прислушиваться к голосу потребителя,
позволяя ему вытягивать продукцию с предприятия тогда, когда ему это требуется.