В 1911 году Фредерик
Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного
управления", традиционно
считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью
исследования.
Фредерик
Тейлор является основателем
первой школы менеджмента, получившей название «школа научного управления». Он по праву считается отцом современного
менеджмента.
Тейлор предложил строгую научную систему знаний о
законах рациональной организации труда.
Основная идея его исследований: работа исполнителей
должна изучаться с помощью научных методов.
Основные нововведения Тейлора:
1. Дифференцированная система оплаты труда (сдельная
оплата).
Это давало руководству возможность установить нормы
производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал
установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди,
которые производили больше, вознаграждались больше.
2. Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства.
Тейлор и его последователи полагали, что используя
наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции
ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой
методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее
основных компонентов.
Пример1. Тейлор,
например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек
может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например, обнаружил, что
максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если
рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало
поистине феноменальный выигрыш.
3. Профессиональный отбор людей, их обучение. Авторы работ по научному управлению также признавали
важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали
выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
4.
Методы
стимулирования и отдых. Научное
управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы
было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать
работников в увеличении производительности и объема производства.
Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в
производстве.
5. Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что
позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
6. Способ расчленения и рационализации трудовых приемов,
отделения управленческих функций организации и планирования от
фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически
признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что
организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на
том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой
системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Тейлор считал, что традиционные функции управления
сводятся к деятельности по планированию и управлению.
Система Тейлора эффективна для низшего звена
управления и целесообразна при переходе к крупносерийному и массовому
производству. А на верхних ступенях власти рекомендуется принцип
сочетания власти и ответственности.