В оригинале «contingency approach» - вероятностный,
зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Ситуационный подход
разработан в конце 60-х годов.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того,
что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость
«ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять,
какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей
организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных
различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается
определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на
эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как
четырехшаговый процесс[1]:
1 Руководитель должен быть знаком со средствами
профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это
подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов планирования, контроля и количественных
методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет
свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные
последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения
данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить
зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет
значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост
затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению
организации.
3. Руководитель должен уметь правильно
интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы
являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может
повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные
приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы
меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым
обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях
существующих обстоятельств.