1.4. Развитие педагогики в России
Большой вклад в развитии педагогической
науки внесла С. Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.
Симеон Полоцкнй (1629-1680) выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется
развитие детей, и придавал особое значение воспитанию, при этом важным фактором
воспитательного процесса считал пример родителей, педагогов, ближайшего
окружения. Он разработал проект Славяно-rpeко-латинской
академии, которая расширила высшее образование в России (открыта в
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) внес существенный вклад в развитие педагогической
мысли, разработав учебники по риторике и русской грамматике.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) впервые в России объявил педагогику наукой. Он считал,
что у детей необходимо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и
сострадание к людям. Н.И. Новиков - издатель первого журнала для детей, который
назывался «Детское чтение для сердца и разума».
Основоположником научной педагогики в
России считается Константин Дмитриевич
Ушинский (1824-1870) ,
первым в России разработавший цельную дидактическую систему. Стержнем его
педагогической системы стали требования демократизации
образования и обучения, признание прав трудового народа на образование,
независимости школы от церкви, хотя он придавал большое значение религии в
формировании общественной морали.
Система воспитания К.Д. Ушинского
исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на разумной
деятельности ребенка. Он ставил перед учителем задачу не только передавать
ученикам знания, но и учить их самостоятельно заниматься, без учителя
приобретать новые знания. Обучение должно развивать умственные силы и
способности учеников, а также давать им необходимые в жизни знания.
В революционное время в России все
учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения, в
деятельности которого большую роль сыграли А.В. Луначарский (1875 - 1933) и
Н.К. Крупская (1869 - 1939).
В
В
На развитие советской педагогики большое влияние оказали
идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского.
Павел
Петрович Блонский (1884-1941) сформулировал следующие идеи отечественной педагогики:
обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей
развития ребенка, его потребностей и интересов, должно формировать
разностороннюю личность ребенка. П.Л. Блонский
выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени
развития мнемической функции, высказал гипотезу о
происхождении внутренней речи ребенка, эмоциональную сферу считал фундаментом
поведения человека. П.П. Блонский - автор первого
учебника по педагогике в советское время.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) создал теорию воспитательного коллектива как формы
педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей
нормы, стили жизни, отношения. Идея соединения обучения с производительным трудом,
причем производительный труд организовывался как часть воспитательной работы,
была реализована им на практике и отражена в его литературных произведениях
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» А.С. Макаренко разработал вопросы
строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику
формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его
педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров,
самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и
др., - имеют значение до сих пор.
Педагогические
открытия А.С. Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики и
исправительно-трудовой педагогики.
Василий Александрович Сухомлинский
(1918-1976), всю жизнь проработавший
в сельской школе, рассматривал практически все аспекты теории и практики
воспитания, дидактики и школоведения. Он продолжал развитие учения о
воспитательном процессе в коллективе, создал методику работы с отдельным
учеником в коллективе. В.А. Сухомлинский ввел новые понятия «коллективная
духовная жизнь», «интеллектуальный: фон класса». Глубоко и оригинально
разработаны им вопросы воспитательного воздействия традиции, фольклора,
природы. В его книгах «Разговор с молодым
директором школы», «Сердце отдаю детям» ярко показано, что успех работы
воспитателя возможен при творческом отношении педагога к своей профессиональной
деятельности, при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития
каждого ребенка.
Развитие образования всегда
характеризовалось своеобразным сочетанием двух важных его качеств - консерватизма и стремления к новому. Взятые в
отдельности эти качества ведут либо к застою, отставанию от потребностей времени,
либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментом. Только единство
здорового консерватизма, т.е. бережного сохранения для новых поколений
исторического опыта, и инновационных процессов обеспечивает развитие системы
образования.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в России возникло движение
учителей-новаторов. Стали появляться целые школы, опирающиеся на инновационные
педагогические системы, разрабатываемые педагогами-учеными и
педагогами-практиками: Ш.А. Амонашвили, В.В.
Давыдовым, С.Н. Лысенковой, А.В. Хуторским, В.Ф.
Шаталовым, Е.А. Ямбургом и др. Очень
разные по творческому стилю, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребенку,
выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь в
самореализации.
Одним из масштабных нововведений
отечественной системы образования является дистанционное обучение, которое
осуществляется с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное
обучение дополняет традиционные формы обучения, обеспечивая учащимся доступ к
ресурсам культурных и научных центров, сосредоточенным в виртуальных
библиотеках и веб-сайтах.