1.1.
Объект,
предмет, задачи, функции, методы педагогики
Термин «педагогика» дословно переводится
с греческого как «детоводитель» - в смысле искусства
«вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и
телесное развитие. В настоящее время в мировом педагогическом лексиконе наряду
с данным термином все чаще употребляются новые термины «атропогогика»
(антропос - человек) и «андрогогика»
(наука об обучении взрослых).
Педагогика – это наука о сущности,
закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных
отношений. Предметом педагогики
является исследование сущности формирования и развития личности и разработка на
этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально
организованного педагогического процесса.
Какие значения вкладывают термин «Педагогика»?
Выделяют
«бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении своей жизни
выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов
семьи, сотрудников по работе.
Подчеркивают практическое значение педагогики,
рассматривая педагогику как сферу деятельности, связанную с передачей
жизненного опыта от старшего поколения к младшему.
Педагогика понимается как наука и
одновременно как отрасль человековедения, поскольку
она познает и совершенствует способы влияния на развитие человека.
Педагогические теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся на фундаменте
целостного и системного знания о развивающемся человеке, которое «добывается»
психологией, философией, социологией, историей и др. науками о человеке.
Педагогика представляет собой учебную
дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и
воспитания.
Педагогика
как отрасль гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной
жизни, е6е значение выявляется в качестве педагогической культуры
человека. (Бордовская
Н.В., Реан А.А., с. 14)
Педагогика рассматривается как
прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в
обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источниками развития
педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в
образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские,
обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая и отечественная
практика воспитания в настоящее время; данные специально организованных
педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих
оригинальные идеи и системы воспитания в современных меняющихся условиях.
Предмет, изучаемый педагогикой,
настолько сложен, что одна, даже очень широкая наука, не способна охватить его
сущность и связи, поэтому современную педагогику правильней назвать системной
наукой о воспитании. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию,
педагогика превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных
знаний.
История педагогики исследует развитие воспитания как общественного
явления, историю педагогических явлений. Общая
педагогика как базовая дисциплина изучает общие закономерности воспитании
человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в
воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика включает в
себя 4 раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведения.
Сравнительная педагогика исследует
закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных
систем в различных странах сопоставления и нахождения сходств и различий.
Дошкольная
и школьная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего
человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных
возрастных групп, входит как подсистема в возрастную педагогику, охватывающую
закономерности учебно-воспитательного процесса в системе средних общеобразовательных
учреждений.
Среди отраслей, занимающихся
педагогическими проблемами взрослых, активно развивается педагогика высшей
школы, педагогика труда (изучает проблемы повышения квалификации,
приобретения новых профессий в зрелом возрасте), семейная педагогика и
др.
Социальная
педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области
внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
Педагогика «третьего» возраста
разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и
находится в стадии становления
Исправительно-трудовая
педагогика содержит теоретические и
практические обоснования перевоспитания лиц, находящихся в заключении за
совершенные преступления.
Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы, методы, формы,
средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в
физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: вопросами обучения и
воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих
- тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика.
Лечебная
педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности
педагогов, ослабленными и больными школьниками. Возникает интеграционная
медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.
Особую группу педагогических наук
составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие
закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин: методика
преподавания психологии, методика преподавания русского языка и т.д.
Педагогика тесно связана со многими
науками, в том числе с философией, физиологией, социологией, историей,
этнографией и др., поскольку решение многих педагогических проблем требует
междисциплинарного подхода, использования результатов исследования других наук
о человеке.
Задачи педагогики как науки: 1) вскрытие закономерностей в области воспитания,
образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение
и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов;
3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания,
управления образовательными структурами; 4) внедрение результатов исследования
в практику.
Педагогическая
наука совмещает научно-теоретическую и конструктивно-техническую
(нормативную, реryлятивную) функции.
Реализуя, например, научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как
сущее. Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает
действительность такой, какой она должна быть. Это знания о
должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать
педагогическую деятельность.
Педагогическое
исследование осуществляется с помощью
целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое
наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и
продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и
обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования
(анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической
систематики, анализ педагогических идей и др.