Вопросы
и задания для самопроверки
Ответьте письменно на вопросы:
2. Что такое психика? Каковы ее основные функции?
3. В чем заключается субъективность психического образа?
4. Какие отрасли психологии вы знаете? Что служит основанием их
классификаций?
5. Какие методы исследования применяются в психологии?
6. В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении
чувствительности?
7. Какие стадии развития психики в филогенезе выделял А.Н.Леонтьев?
Охарактеризуйте их.
8. Каковы основные отличия психики животных от психики человека?
9. Что относится к основным характеристикам сознания?
10. Что такое самосознание? Каковы его функции?
11. Какова структура деятельности? Охарактеризуйте каждый ее уровень.
12. Что побуждает человека к деятельности?
Выполните письменно тест:
I. Прочтите
приведенные ниже высказывания и укажите те из них, которые, на Ваш взгляд,
являются верными:
1. На II этапе развития психологии ее
предметом считалась душа.
2. К психическим процессам относят познавательные, эмоциональные,
процессы психической регуляции.
3. Психология труда изучает психологические особенности трудовой
деятельности.
4. К основополагающим принципам психологии относят принципы
детерминизма, развития, системности, научности, связи теории с практикой.
5. Специфика
психического отражения состоит в том, что оно всегда объективно.
II. Выберите
правильный ответ:
1. Социальная психология выделяется на основе рассмотрения: а) отношений личности и
общества; б) конкретной деятельности человека.
2. Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные
воздействия определяется как: а) раздражимость; б)
чувствительность.
3. Переход внешнего действия в план сознания называется: а) экстериоризацией; б) интериоризацией.
4. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования
психики человека, характерный для него в данный момент, – это: а) психическое
состояние; б) психическое свойство.
5. А.Н. Леонтьев в структуре сознания
выделил: а) чувственную ткань, значение, личностный смысл; б) самосознание и «Я-концепцию».
III. Продолжите
фразу:
1. Психика – это…
2. Основными задачами психологии являются
…
3. Особенностью психологии является …
4. «Я-концепция»
в психологии определяется как …
5. Тестирование – метод психологической
диагностики, использующий …
IV. Установите
соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их
детали, особенности, признаки (обозначены буквами):
1. Деятельность человека а) носит
инстинктивно-биологический характер; б) характеризуется целенаправленностью; в) имеет общественный
характер; г) является наследственно-закрепленной.
2. Действие а) имеет сложное иерархическое строение;
б) процесс, направленный на реализацию
цели; в) одновременно является и актом поведения; г) побуждается мотивом или
совокупностью мотивов.
3. Психическое отражение а) является фотографией
окружающей действительности; б) преломляется через индивидуальность
человека;
в) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; г) дает
точную копию предметов и явлений окружающего мира.
4. Потребность а) исходная форма активности живых
существ; б) отражает отношение человека к миру, другим людям; в) состояние
объективной нужды организма в чем-либо; г) возникает по поводу каких-либо
событий.
5. Операция а) процесс,
направленный на реализацию цели, т.е. образа желаемого результата; б)
реализуется и проявляется одновременно в трех плоскостях: субъект деятельности,
предмет деятельности и внешний праксис; в) относится
к вспомогательным методам исследования в рамках деятельностного
подхода; г) способ выполнения действия, характеризует техническую сторону
выполнения действий.
V. Укажите
термин:
1. … … – отрасль психологии, которая занимается изучением
закономерностей взаимодействия человека и современной техники в целях
использования полученных данных в проектировании, создании, эксплуатации новых
видов техники.
2. … – многоотраслевая область научного знания, предметом
изучения которой являются закономерности психики как особой формы
жизнедеятельности человека и поведения животных.
3. … – изучает влияние процесса обучения и воспитания на
формирование качеств личности, выявляет психологические закономерности обучения
и воспитания, рассматривает особенности взаимоотношений между педагогом и
учащимся.
4. … – метод исследования, заключающийся в преднамеренном
систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью
изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла
этих явлений.
5. … – высший уровень психического отражения и саморегуляции.