1.3. Методы психологии (краткий обзор)
В отечественной науке уже давно сложилась общая схема
уровней методологии. Самым высшим уровнем называется философский уровень
(наиболее общие мировоззренческие установки и принципы познания). За каждой
психологической школой или концепцией (осознает это исследователь –
представитель данной школы или нет) всегда скрывается та или иная философская
позиция: за бихевиоризмом – философия позитивизма и прагматизма; за одним из
направлений гуманистической психологии (концепция Виктора Франкла) –
экзистенциализм, деятельностный подход в психологии опирается на философию марксизма. По мнению Э.Г. Юдина,
одной из актуальных проблем философской методологии является определение
специфики гуманистического познания в сравнении с естественнонаучным.
Вторым и третьим уровнями методологии являются соответственно
общенаучная и конкретно-научная методология. Первая предполагает использование
некоторых общенаучных принципов, таких как, например, системный подход,
означающих изучение самых различных объектов, в т.ч. и психических явлений как
систем. Системой называется
совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях,
которая характеризуется определенной степенью целостности (единства). Методология – система принципов и
способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а
также учение об этой системе.
Конкретно-научные принципы познания различаются
применительно к конкретным сферам науки, а также к разным направлениям и школам
данной науки. Принцип – основные
исходные положения какой-либо теории, учения и т.д. руководящая идея, основное
правило. К важнейшим принципам психологии относятся принцип системности,
принцип развития, принцип детерминизма, принцип единства сознания и
деятельности, который Вы будете подробно рассматривать при изучении
деятельностного подхода в психологии.
Согласно принципу
системности необходимо из великого множества явлений выделить и обособить специфическую
категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и
характер системных. Психическая организация – это системный объект, живущий сам
по себе независимо от его познанности. В истории развития психологической науки
возникали различные теории, как устроена психика, из каких частей состоит и
т.д. От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной
логике, его различные фрагменты складывались бы в целостную картину. В
свою очередь психика является подсистемой или элементом более
универсальной системы.
Принцип
развития базируется на признании того
факта, что психика человека находится в постоянном движении, действии,
проявляет различные виды активности и проходит через ряд необратимых изменений,
в результате которых она становится на новый уровень функционирования. Этот
принцип диктует необходимость при исследовании психических явлений выявлять их
закономерные изменения в процессах филогенеза, онтогенеза и социогенеза.
Принцип
детерминизма указывает на
закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их
факторов, то есть психика понимается как вторичное образование, причинно
обусловленное объективной действительностью и деятельностью мозга. Также этот
принцип указывает на необходимость объяснения различных проявлений психики
естественными причинами, а не иррациональными,
мистическими или случайными.
Категориальная система психологии демонстрирует
нерасторжимое единство трех основных
объяснительных принципов: системности, развития, детерминизма.
Наконец, последний уровень методологии – это методы и
конкретные эмпирические методики,
определяющие сбор и обработку полученных данных.
Метод – это путь научного познания, способ, посредством
которого познается предмет науки. Методика
– это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях – в
организационных, социальных, исторических. Набор или система методов и методик
любой науки не является случайным, произвольным, а складывается,
видоизменяется, развивается исторически.
Приводимая ниже информация о методах психологии не
преследует целей классификации методов. Это просто некая иллюстрация, которая
знакомит Вас с арсеналом используемых в психологии средств эмпирического
исследования.
Традиционно методы исследования подразделяют на основные и
вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам исследования
относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение
заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии
психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных
условиях и отыскания смысла этих явлений.
Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека,
который он может рационально использовать в своей реальной жизни и
деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы
стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией
фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно
разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается
или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство,
что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых
велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.
Экспериментом
называют метод психологического исследования, характеризующийся активным
вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное
манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию
сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не
ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения
отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.
Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в
том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие
на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это
категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.
К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью,
проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.
Опрос
обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на
непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и
исследователем. Все такого рода
методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме
контакта с опрашиваемым. Анкетирование
предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми
работает респондент. Интервью
характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.
Проективные
методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих
множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная
система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят,
например, метод фрустрации Розенцвейга.
Тестирование
– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и
задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она
не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных
достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать
дальнейший ход развития испытуемого.
Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях
испытуемого, например, его самооценке, уровне
притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и
эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.
Анализ
продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя,
например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк:
«Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом
графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение
для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится
много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние
клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют
серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их
применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение
правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов
деятельности не должен применяться изолированно от других методов.
Результаты
научных исследований, полученные
с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде
понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе
предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен
деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией
«психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как
«ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим
категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива,
отношения и др.