Intranet представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями, и в этом отличие ее от Internet, который является технологией глобальных коммуникаций . При этом обязательным при организации Intranet является соблюдение международных стандартов Internet.
В реализации коммуникаций выделяют три уровня:
аппаратный, программный и информационный.
Главная отличительная особенность заключается в информационном уровне коммуникаций Intranet (аппаратный и программный уровни практически не отличаются).
В
информационном уровне, в свою очередь, выделяются три подуровня (рис.):
1) фактические знания;
2) модели
и представления;
3) описание
корпоративных знаний.
Рис.2. Информационные уровни коммуникации и представления знаний
Фактические знания - это конкретные предметные знания, представляющие собой факты, выраженные в терминах предметной области (как правило, это информация, хранимая в базах данных).
Модели и представления. Знания этого уровня иногда называют метаданными, т.е. данными, описывающими первичные данные (фактические знания). На этом уровне решается несколько задач:
· Обеспечение единого представления деятельности организации всеми ее сотрудниками: единой системы понятий, целей деятельности и принципов их достижения, единых принципов поведения и мотивации (соглашений), единой системы классификаторов и нормативов (внутренних стандартов).
· Обеспечение интерпретации и оценки первичных данных с точки зрения корпоративных знаний.
· Обеспечение навигации по всему информационному пространству организации (в самом простом варианте - обеспечение информационного взаимодействия; в технологии Intranet: замена бумажных документов электронными страницами и файлами, доски объявлений - Web-сервером, записок и телефонных звонков - сообщениями электронной почты, оперативных обсуждений - телеконференциями).
Описание корпоративных знаний. При использовании бумажно-телефонной технологии коммуникаций для описания знаний используется, как правило, естественный язык. При переходе к новым технологиям и увеличении объемов информации могут потребоваться специальные средства автоматизации, включая формальные языки описания знаний. Использование таких языков преследует решение нескольких задач:
· обеспечение унификации представления знаний;
· обеспечение однозначности толкования знаний всех уровней;
· сведение процессов обработки информации к простым процедурам, допускающим их автоматизацию (навигация, поиск информации, организация связей между данными и др.).
Все три уровня образуют корпоративные знания , которые являются интеллектуальным капиталом организации ,
а управление знаниями (Knowledge management)
рассматривается как одно из эффективных направлений управления организацией.
В настоящее время выделяют три большие группы методов управления:
а) ресурсами;
б) процессами;
в) корпоративными знаниями .
Очевидно, к научному институту имеет отношение третья группа методов, которая представляет организацию как систему небольших коллективов сотрудников, решающих общую задачу, а в роли организующих факторов выступают корпоративные знания и эффективные коммуникации. Главным корпоративным ресурсом организации становится база корпоративных знаний, в которой сотрудники могут быстро найти информацию для принятия правильного решения и понимания друг друга. Эта база знаний концентрирует в себе коллективный опыт организации и создает контекст корпоративных коммуникаций .
Основная цель управления - обеспечение
координации, коммуникации и быстрого поиска информации для самостоятельного
принятия решений.
Эта группа методов управления сейчас переживает период бурного развития и получила общее название «управления знаниями» (Knowledge management). Стандарты на уровне моделей и универсальных языков описания пока отсутствуют (хотя некоторые тенденции наметились), методы управления поддерживаются информационно-поисковыми системами и Intranet -технологиями: Web-технологией, электронной почтой, телеконференциями. Для этих целей также разрабатывается и используется программное обеспечение класса GroupWare, но для научных организаций оно, как правило, пока недоступно.
Следует заметить, что Intranet -технологии не исключают использования традиционной
бумажно-телефонной технологии коммуникаций, а рассматривается как
дополнительный канал коммуникаций, способный существенно повысить эффективность
общения и сотрудничества, и, как следствие, эффективность деятельности
организации.