4. Характеристика
методологии SADT. Основные объекты в методологии IDEF0,
правила построения модели.
SADT (акроним от англ. Structured Analysis and Design Technique)
— методология структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс
моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных
языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком.
Место соединения дуги с
блоком определяет тип интерфейса:
- Управляющая информация
входит в блок сверху.
- Входная информация входит в
блок слева.
- Результаты выходят из блока
справа.
- Механизм (человек или
автоматизированная система), который осуществляет операцию, входит в блок
снизу.
Процесс моделирования может
быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и
моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие
их для дальнейшего использования.
SADT-МЕТОДОЛОГИЯ –
совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения
функциональной структуры сложных иерархических систем в виде модели, которая
должна дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.
В основе этого метода
моделирования систем лежит описание системы, создаваемого с помощью
естественного языка, позволяющего свободно описать функционирование
моделируемой системы.
В основе методологии SADT
лежат два основных принципа:
- SA-блоки, на основе которых
создается иерархическая многоуровневая модульная систе-ма, каждый уровень которой представляет собой
законченную систему (блок), поддержи-ваемую и
контролируемую системой (блоком), находящейся над ней.
- Декомпозиция. Использование
этой концепции позволяет разделить каждый блок, пони--маемый как единое целое, на свои составляющие, описываемые
на более детальной диа-грамме. Процесс декомпозиции
проводится до достижения нужного уровня подробности описания. Диаграмма
ограничивается 3-6 блоками для того, чтобы детализация осуществ-лялась постепенно. Вместо одной громоздкой
модели используется несколько небольших взаимосвязанных моделей, значения
которых взаимно дополняют друг друга, делая понятной структуризацию сложного
объекта.
Разработчики решили
формализовать процесс создания системы, разбив его на следующие фазы:
- Анализ — определение того,
что система будет делать,
- Проектирование —
определение подсистем и их взаимодействие,
- Реализация — разработка
подсистем по отдельности, объединение — соединение подсистем в единое целое,
- Тестирование — проверка
работы системы,
- Установка — введение
системы в действие,
- Эксплуатация —
использование системы.
Основные объекты в методологии IDEF0
Модель состоит из диаграмм,
фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга.
Диаграммы — главные
компоненты модели, все функции и интерфейсы на них представлены как блоки и
дуги.
Каждый компонент модели может
быть декомпозирован (расшифрован более подробно) на другой диаграмме.
Рекомендуется прекращать моделирование, когда уровень детализации модели
удовлетворяет ее цель. Общее число уровней в модели не должно превышать 5-6.
Построение диаграмм начинается с представления всей системы в виде одного
блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы. Затем блок,
который представляет систему в качестве единого модуля, детализируется на
другой диаграмме с помощью нескольких блоков, соединенных интерфейсными дугами.
Каждая детальная диаграмма является декомпозицией блока из диаграммы
предыдущего уровня. На каждом шаге декомпозиции диаграмма предыдущего уровня
называется родительской для более детальной диаграммы.
На таких диаграммах не указаны явно ни последовательность, ни время. Метод обладает
рядом недостатков: сложность восприятия (большое количество дуг на диаграммах и
большое количество уровней декомпозиции), трудность увязки нескольких
процессов.
Модель IDEF0
Система представляется как совокупность
взаимодействующих работ
или функций. Начало моделирования – это
определение контекста. Его
составляющие:
• субъект –
это описание того, что входит в систему, а что за ее
пределами, при этом учитывается широта
и глубина – уровень детализации,
области исследования, но после
определения границ не рекомендуется
вводить новые
объекты, так как нарушаются связи (команда Model / Model
Properties /Definition);
• цель –
это описание, для чего проводится моделирование (команда
Model / Model
Properties / Purpose / Purpose);
• точка
зрения – это определение, указывающее, чья точка зрения
отражена в данной модели, но это должна
быть точка зрения одного
человека,
ответственного за моделирование в целом (команда Model
/ Model
Properties /Purpose / Viewpoint).
Виды модели:
1. AS–IS – это модель «как есть» для
выявления узких мест, анализа
недостатков;
2. TO–BE – это модель «как будет» для
исправления, а также
перенаправления информационных и
материальных ресурсов.