14. Характеристика системы «Jidoka»
Дзидока (jidoka) —
встраивание качества в производственный процесс. Методика, используемая, для
сокращения дефектов, брака, отходов и переделки исправимого брака.
Используется, как средство повышения качества, сокращения расходов на сырье и
затрат времени и ресурсов на исправление дефектов.
Цель Дзидоки:
ноль брака у потребителя, отсутствие повторяющихся дефектов и минимальный
уровень брака в системе. Выявить дефект на ранней стадии, определить его
причину и устранить ее либо если это невозможно, контролировать ее как источник
проблемы, обеспечить короткую обратную связь.
Методика включает в себя несколько инструментов:
1. Пока-екэ (Poka-yoke) — защита от ошибок / защита от
непреднамеренного использования, метод, благодаря которому операцию можно сделать
только одним, правильным способом и дефект просто не может образоваться.
2. Автономизация (autonomation) — привнесение
человеческого интеллекта в автоматы, способные самостоятельно обнаруживать
первый дефект, после чего сразу остановиться и сигнализировать о том, что
возникла проблема.
3. Анализ первопричин — поиск причины возникновения
дефекта.
4. Контроль источника ошибок — перенос контроля с
готовой продукции на процесс.
5. Организационная и операционная стандартизация -
доступное описание правильного выполнения критичных и важных с точки зрения
качества операций.
Философия качества Дзидока:
- брак – это проблема, а проблемы не планируют
- проблемы в области качества – следствие проблем в
системе
- за качество ответственны все структуры
- качество – часть системы
- обеспечение качества – обязанность каждого
- повторение одних и тех же дефектов недопустимо
-улучшение качества – снижение затрат
- ошибки выявляют работники, производство
приостанавливается
- правильный процесс дает правильные результаты.
Реализацию методики Дзидока, можно разделить на два
направления:
- отсутствие дефектов у потребителя — обнаружение
дефекта до отгрузки.
- процесс встраивания качества.