2.3. Законы, закономерности,
системы принципов обучения
Как
известно, закон отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов,
существующих независимо от познающего эти законы субъекта. Обучение же, как и
любой социальный процесс, складывается из целенаправленной деятельности,
общения, сотрудничества его субъектов людей, которые имеют право выбора
жизненных планов и средств их достижения. Но деятельность людей тесно связана
со средой, окружающим миром, она определяется историческим опытом,
миропониманием, технологической вооруженностью, наконец, закономерностями
развития психики и коллективного сознания. Значит, обучение, субъектное по
своим проявлениям в конкретных условиях, объективно подчиняется объективным
законам и закономерностям. Однако закон в социальной сфере труднее отследить,
зафиксировать и сформулировать.
Еще одна трудность заключается в том,
что педагогические законы в силу влияния на процессы воспитания, обучения и
развития множества факторов почти никогда не дают строго гарантированного
однозначного результата. Они носят вероятностный характер, проявляются как
тенденции, их действие зависит от наличия многих условий, к числу которых
относится и сознательная энергичная деятельность участников этих процессов.
Следует также учесть, что связь между
объективными законами, поведением людей, их сознанием не укладывается в рамки
строгих причинно-следственных связей, жесткого детерминизма. Одни и те же
закономерности, факторы развития в разных условиях дают совершенно непохожие
результаты.
Итак, законом в дидактике можно
считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обусловливает
их необходимое проявление и развитие (И.Я. Лернер).
Помимо законов существуют еще и
закономерности. Закономерность трактуется либо как проявление законов,
часто еще не осознанных и четко не сформулированный,,
либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие
многих законов. И та и другая трактовки, по мнению В.И. Загвязинского,
приемлемы и для дидактики.
В работах Ю.К. Бабанского, А.С. Белкина, И.Я. Лернера,
М.Н. Скаткина и других ученых выделены законы
обучения, получившие признание научно-педагогической общественности. К ним
относятся:
·
•
закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения, раскрывающий влияние общества через
социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы
организации учебного процесса;
·
•
закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся: все компоненты обучения влияют на
формирование личностных качеств воспитанников;
·
• закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся: влияние познавательных
процессов, степени самостоятельности и продуктивности деятельности обучаемых на
результаты обучения;
·
• закон целостности и единства педагогического
процесса, отражающий связи части (например, факты) и целого (например, теории),
взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного,
содержательного, мотивационного, операционных компонентов деятельности;
·
• закон взаимосвязи и единства теории и практики в
обучении, означающий, что любое научное знание прямо или опосредованно служит
практике, отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт
учащихся;
·
• закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной,
групповой, коллективной учебной деятельности: эти виды организации
деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться.
Указанные законы имеют объективные
источники и действуют в любых ситуациях общения.
Закономерности отражают эмпирически установленные зависимости, например, между степенью авторитета
учителя и результатами его воспитывающего влияния на учащихся, связь между
отношением учащихся к учителю и результатом обучения, зависимость
продуктивности усвоения нового от базовых знаний и опыта обучаемого.
Законы и закономерности служат базой
возникновения и развития педагогических идей, нацеленных на совершенствование
образования. Среди них идея нацеленности обучения на всестороннее развитие
личности; идея комплексного подхода к обучению и воспитанию; идея единства
обучения и реабилитации (лечебная и коррекционная педагогика), ставшая особенно
актуальной в связи с катастрофическим ухудшением здоровья детей, кризисом
детства и семьи, социальной нестабильностью в последние десятилетия в России.
Мостом, соединяющим теоретические
представления с практикой, служат принципы обучения.
Принципы
обучения – это руководящие идеи в
организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы,
регулирующие процесс обучения.
Эмпирическое
обоснование принципов, преимущественно выводившееся ранее непосредственно из
практики, теперь все более заменяется полным теоретическим обоснованием,
проводимым по схеме: практическая задача - научная проблема - замысел решения -
гипотеза - способы ее проверки - теоретическая интерпретация результатов -
принцип.
Принципы
обучения в современной дидактике рассматриваются как рекомендации, направляющие
педагогическую деятельность и процесс обучения в целом, как способы достижения
педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания
учебно-воспитательного процесса. Каждый принцип регулирует разрешение
конкретных педагогических проблем, способствует общей гармонии и
согласованности.
Говоря о системе принципов обучения,
следует отметить, что система, как известно, предполагает центральный системообразующий принцип, каковым в современной концепции
обучения выступает принцип развивающего и воспитывающего обучения, тесно
связанный с принципом социокультурной и природной обусловленности обучения, а для
профессионального образования с принципом фундаментальности и профессиональной
направленности. Все остальные принципы являются производными от ведущих,
конкретизируют их, раскрывают условия их воплощения. Систему цементируют
взаимная обусловленность и взаимопроникновение принципов: каждый из них
действенен только при условии действия всех остальных, проявляется в них и
вбирает их в себя.
Принцип
развивающего и воспитывающего обучения - ведущий принцип педагогического процесса
связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение,
образование), определяя их соподчиненность. Все остальные принципы выступают по
отношению к нему как рекомендации о средствах и условиях достижения главной
цели всестороннего гармоничного формирования и развития личности обучаемого.
Для системы профессионального
образования вторым важным принципом, реализующим цели, является принцип
фундаментальности образовании и его профессиональной направленности. Он
требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую
специализацию, успешного общего развития и развития профессиональных
способностей личности.
Принцип
социокультурного соответствия отражает требование
соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры,
которая представляет собой источник развития личности.
К принципам,
раскрывающим предметную основу учебной деятельности, относятся:
• принцип научности, который требует, чтобы изучаемый учебный материал
соответствовал современным достижениям научной и практической педагогики,
не противоречил объективным научным
фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип требует исключения околонаучных
концепций, выведенных на основе житейских знаний, эзотерики, что лишает
учащихся правильной ориентации в
достоверных научных знаниях, дискредитируют науку. Соблюдение принципа
научности означает, что сообщаемая студентам информация должна быть
доказательна;
• принцип систематичности и системности
знаний. Систематичность в настоящее время рассматривается не
только как последовательность и преемственность, когда каждое последующее
знание базируется на предшествующем и продолжает его, но и как
системность, как отражение в сознании не только понятия или даже закона, а
теории и целостной научной картины мира.
К принципам, характеризующим внутренние
условия продуктивного овладения знаниями, относятся следующие принципы:
• принцип сознательности и активности учащихся в обучении, который выражает суть деятельностной
концепции: невозможно научить, если он не захочет научиться сам;
• принцип наглядности, регулирующий восхождение познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому, от наглядности чувственно-конкретной
к наглядности абстрактной и символической (схемы, диаграммы, графики);
• принцип доступности В
современном его понимании регулирует соотношение популярности, понятности с
познавательными трудностями, не выходящими за пределы «зоны ближайшего
развития»;
• принцип прочности, согласно которому обучаемый должен прочно запомнить исходные
положения, ведущие идеи, логику доказательства, использовать их на практике;
• принцип положительной
мотивации и эмоционального климата обучения
регулирует благоприятный психологический климат в
учебной группе.
В
начале 80-х годов ХХ века отечественным
педагогом М.Н.Скаткиным
был предложен в добавление к
имеющимся дидактическим
принципам принцип перехода обучения в самообразование. В педагогике понятия «самообразование»,
«самообучение», «самовоспитание» выступают как особые виды деятельности
обучаемых. Современный педагогический процесс направлен на то, чтобы выпускник
школы и тем более вуза в дальнейшем сам учился и совершенствовал себя. В этом
состоит настоятельное требование времени, и именно на это ориентирована система
непрерывного образования.
В
определенном смысле образование можно считать подготовкой к самообразованию, к
самообучению, а воспитание к самовоспитанию. Самообразование – это система внутренней самоорганизации по освоению
опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком
опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Самовоспитание - деятельность человека,
направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно
поставленными целями, сложившимися идеалами, убеждениями.
Непрерывность
означает процесс постоянного образования-самообразования,
обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания человека в течение всей его
жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном
обществе.